Публикации.

Использование исследовательского метода обучения на уроках экономики.

        Основными характеристиками исследовательского обучения на уроке экономики считаются:
·        выделение в учебном материале проблемы;
·        работа с учебной, дополнительной, научной литературой и СМИ;
·        развитие навыка работы по сбору материала, отбору нужной информации, сравнения, умения анализировать и т.д.;
·        развитие навыков  принятия на основе анализа правильного решения поставленной проблемы.
Исследовательская деятельность на уроках экономики нацелена на то, чтобы получить новые знания в процессе исследования необходимого материала, статистических данных, информации из СМИ с целью решения поставленной проблемы.  Навыки исследовательской деятельности можно выработать, анализируя  экономическое развитие региона или страны в разные годы (в 90-е  и  2000-е годы), при этом студенты должны давать анализ работы экономического механизма  общества опираясь на реальные экономические факты,  взятые из экономической жизни общества. Сегодня  очень важно, чтобы студенты  имели возможность ощущать себя активным субъектом экономических процессов, происходящих в современном обществе. С этой целью на уроках ведётся постоянная работа по отработке навыка работы с периодической печатью: подбор  статей на заданную тему, высказывание собственного  мнения к проблеме статьи, поиск статей  из разных изданий для решения поставленной проблемы. Задача студентов увидеть необходимую информацию,  сделать анализ, выразить собственное отношение, сформировать собственное мнение по проблеме. Это уже серьёзная аналитическая работа.
В привитии навыков исследовательской работы на уроках экономики  можно выделить несколько этапов: включение в ход урока заданий по работе с таблицами,  схемами, дополнительной литературой, материалом для рассуждения.
В виде зачётной работы представляют реферат по выбранной теме. Затем идёт отбор лучших рефератов, и заключительным итогом становятся  чтения лучших работ студентов. Цель проведения таких мероприятий: активизация творческой деятельности учащихся в изучении экономического развития общества, развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой.
2 этап раскрытие педагогом  познавательного процесса (проблемное обучение). В ходе решения проблемных заданий студент  овладевает содержанием  экономической науки, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни общества.
Проблемные  задания позволяют обучающимся в процессе изучения нового материала развивать свои навыки сравнения, анализа, умения делать выводы, т.е. речь идёт об элементах исследования.
При контроле выполнения учащимися исследовательской деятельности необходимо оценивать не только содержательность, глубину и полноту выполненных заданий, но и уровень усвоения знаний и применения их в процессе самостоятельной работы, а самое главное исследовательские  умения.      Критериями исследовательской деятельности является отбор информации, сравнение фактов, событий, умение делать самостоятельные выводы.
Одним из методов формирования исследовательских навыков является работа на уроке со статистическими данными. Такая работа позволяет студентам самостоятельно анализировать данные, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы о причинах или последствиях тех экономических процессов, которые отображены статистически.
Исследовательская деятельность на уроках экономики развивается  с помощью творческо-поисковых познавательных  заданий, требующих осмысления, выражения собственной точки зрения, применение экономических знаний для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем развития экономики региона; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовка творческих эссэ.
Таким образом, в  условиях модернизации образования, исследовательская деятельность студентов приобретает особую актуальность, а проблема развития исследовательских способностей студента относится к числу приоритетных задач современного образования. Настоящее образование - это непрерывное самообразование человека. В связи с тем, что экономическая наука способствуют не только познанию экономического развития общества  но и формированию навыков познавательной, общественной, и коммуникативной деятельности, предполагается что именно в процессе изучения курса экономики заложен большой потенциал по самообразованию студентов.






Использование ИКТ на уроках экономики.
              

   Современный урок немыслим без использования информационных технологий (ИКТ).
 Поэтому использование ИКТ на уроках теоретического обучения является актуальной проблемой современного образования.  
Преподаватель не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности студента, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
2. Мотивация учебно-воспитательного процесса путем повышения качества, выявления и использования стимулов активизации познавательной деятельности студентов.
3. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
   Использование ИКТ на уроках экономики позволяет мне: 
1.     Сделать учебный процесс доступным, интересным для студентов;
2.     Рационально использовать время учебного занятия;
3.     Быстро и качественно готовить дидактические пособия, раздаточный материал;
Применение информационных технологий на уроках экономики способствует:
1.     Повышению качества обучения;
2.     Эффективной организации познавательной деятельности студентов и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
3.     Развитию у каждого студента собственной образовательной траектории в связи с появлением возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
4.     Развитию самостоятельности.
 При изучении тем на уроках экономики  эффективность обучения во многом определяется применением форм и методов обучения  с использованием ИКТ: 
v Использование мультимедийных презентаций.
v Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.
v Использование ресурсов сети Интернет.
v Использование электронных пособий.
 Большую помощь в поиске необходимой информации преподавателю может оказать каталог образовательных ресурсов во всемирной сети Интернет, так называемые цифровые образовательные ресурсы.
 На этапе подготовки к уроку преподавателю необходимо проанализировать электронные и информационные образовательные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. 
Каждый преподаватель видит преподавание своей дисциплины по-своему. Поэтому используя  собственную презентацию,  преподаватель творчески подходит к разработке урока и внедряет в него весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Мной создаются  презентации к урокам и внеклассным занятиям  в программе PowerPoint. 
 Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий.
 Ее цель – донести информацию в легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока с использованием  ИКТ принадлежит преподавателю.
   Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. 
 В моей методической копилке имеются презентации по различным темам:
v «Экономическая система и ее функции»
v «Конкуренция. Основные типы рынков»
v «Предпринимательство. Основные типы фирм.   И.Ч.Ф. Товарищество»
v «Производительность труда и ее показатели»
v «Заработная плата»
v «Бизнес-планирование» и т.д.
   Все чаще студенты  сами стали обращаться к домашним компьютерам и интернет - ресурсам  как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу.
   Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. 
 Получая из сети учебно-значимую информацию, студенты приобретают навыки:
Ø целенаправленно находить экономическую  информацию;
Ø выделять главное в информационном экономическом  сообщении.
   Большой интерес вызывает у студентов  поиск информации по заданной теме в Интернете. Большинство студентов такие индивидуальные задания стали  выполнять с интересом.
Чтобы обучающиеся не тратили время на поиск информации по той или иной темы, я заранее сообщаю электронные адреса и  указываю  вопросы, на которые необходимо подготовить ответы. 
   Задания все рассчитаны на формирование интереса  к экономической науке. 
В настоящее время Интернет- ресурсы  мною  используются  для:
1.     Поиска информации по учебным вопросам;
2.     Доставки учебной видеоинформации;
3.     Повышения квалификации преподавателя.
4.     Для размещения собственной информации на сайтах.
5.     Участие в конкурсах различного уровня.
6.     Обмен опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования педагога. Возможность общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции и конкурсы, участие в интернет - сообществах позволяют мне,  как обмениваться информацией, так  и перенимать опыт у коллег.




Комментариев нет:

Отправить комментарий