КОСы


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский горно-строительный техникум»

Утверждаю
______________________
ФИО руководителя ОУ
______________________
подпись
«___»._________.20___ г.

 
 






Комплект
контрольно-оценочных средств
                по учебной дисциплине:  ОП.06.  Основы экономики.

основной профессиональной образовательной программы
профессии СПО: 15.01.05 Сварщик.
на базе основного общего образования




                                                                   








Черногорск-2015




Разработчики:        
ГБОУ РХ СПО ЧГСТ                    преподаватель                            Лунг Т.А.

Эксперты от работодателя[1]:
____________________            ___________________          _________________________
    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________
   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)





СОДЕРЖАНИЕ


Общие положения.
1.  Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.
3. Оценка освоения учебной дисциплины.
3.1. Общие положения.
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины.
4. Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине.
4.1. Общие положения.
4.2. Паспорт КОМ.
4.2.1. Задания

































Общие положения
               В результате освоения учебной дисциплины: ОП.06.  «Основы экономики» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У.1. находить и использовать экономическую  информацию в целях обеспечения          
 собственной конкурентоспособности на     рынке труда.
З.1. общие принципы организации производственного и технологического     процесса;
З.2. механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных         условиях;
З.3.цели и задачи структурного   подразделения, структуру организации,
З.4.   основы экономических знаний, необходимых в отрасли.   
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и и способов ее достижения, определяемых руководителем;
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию  осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 6. Работа в команде;
ОК.5. Использовать  информационно - коммуникационные технологии;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
Формой аттестации по учебной дисциплине является __дифференцированный зачет__
1.1. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)



















Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля

Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяе-мые  ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые  ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые  ОК, У, З
Раздел 1






Тема 1.1 Экономика. Фундаментальные экономические концепции
Производство.
Устный опрос
Самостоятельная работа№1 Самостоятельная работа№2
У.1, З.4,  ОК.1, ОК.2 ,ОК.4, ОК.5




Тема 1.2 Экономическая система.
Устный опрос
Самостоятельная работа№3
У.1, З.4,  ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Раздел 2 Микроэкономика.






Тема 2.1 Спрос и предложение в рыночной экономике. Равновесная цена.
Устный опрос
Самостоятельная работа№4
У.1, З.4,  ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Тема 2.2 Конкуренция
Основные типы рынков
Устный опрос
Самостоятельная работа№5
Самостоятельная работа№6
У.1, З.4,  ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Раздел 3 Предпринимательство.


Контрольная работа №1
У.1,З.1,  З.3, З.4,  ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5
Зачет
У.1 , З.1,З.3, З.4., ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5

Тема 3.1 Предпринимательство.
Предприятие.
Организационно-правовые формы предприятия.
Устный опрос
Практическая работа №1
Самостоятельная работа№7
У.1,З.1,З.2,
З.3,  З.4,  ОК.1, ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5, ОК.6.




Раздел 4 Макроэкономика.


Контрольная работа №2
У.1 , З.4,  ОК.2 ОК.3,ОК.4
Зачет
У.1 , З.4., ОК.2, ОК.2 ОК.3,ОК.4
.

Тема 4.1 Деньги. Инфляция. Причины инфляции.
Устный опрос
Самостоятельная работа№8
У.1 , З.4,  ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Тема 4.2 Банки в современной экономике.
Устный опрос
Самостоятельная работа№9
Практическая работа №2
У.1, ,З.4,  ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Тема 4.3 Налоги. Государственные финансы.
Устный опрос
Самостоятельная работа№10
У.1 , З.4,  ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Тема 4.4 Рынок труда. Безработица
Устный опрос
Практическая работа №3
Самостоятельная работа№11
 У.1 , З.2, З.4,  ОК.2 ОК.3,ОК.4, ОК.5




Тема 4.5.  Международная торговля.
Устный опрос
Самостоятельная работа.
З.4, ОК.2,  ОК6, ОК4.







Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции)
Показатели оценки результата
Следует сформулировать показатели
Раскрывается содержание работы
Форма контроля и оценивания
Заполняется в соответствии с разделом 4 УД



У.1. находить и использовать экономическую  информацию в целях обеспечения           собственной конкурентоспособности на     рынке труда.
Владение различными способами поиска экономической информации;
адекватность оценки полезности информации.

Самостоятельная работа№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Устный опрос
Контрольная работа №2

З.1. общие принципы организации производственного и технологического     процесса;
Знание основ организации производства и их типов
Практическая работа №1, Самостоятельная работа№7
Контрольная работа №1
З.2. механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных         условиях;
Глубина раскрытия сущности заработной платы, основных форм и систем оплаты труда
Устный опрос
Практическая работа №,3
Самостоятельная работа №11,7
З.3.цели и задачи структурного   подразделения, структуру организации,

Знание основ организации производства, его целей и задач, структуру организации.
Устный опрос
Практическая работа №1
Самостоятельная работа№7
Контрольная работа №1
З.4.   основы экономических знаний, необходимых в отрасли.   

Знания и точность определений: конкуренция, виды рынков, экономические ресурсы, рыночная экономическая система. Знание з-а спроса и з-а предложения. Точность определения - равновесная цена.

Устный опрос
Самостоятельная работа№1 Самостоятельная работа№2,3,4,5,6,8,9.10,
Практическая работа №2
Контрольная работа №2
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения,
результативное участие в конкурсах профессионального мастерства
Наблюдение и оценка выполнения   работ.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и и способов ее достижения, определяемых руководителем;

Своевременное выполнение самостоятельных, контрольных работ.

Контроль и оценка выполнения   работ
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию  осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

Контроль и оценка выполнения   работ.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач;

Контроль и оценка выполнения   работ.

ОК 6. Работа в команде;
Взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения на принципах толерантного отношения;
эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе;
соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателем;
соблюдение норм  этики при работе в команде.

Контроль и оценка выполнения   работ.

ОК.5. Использовать  информационно - коммуникационные технологии;
Владение различными способами поиска информации в том числе ИКТ

Контроль и оценка выполнения   работ.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);


Применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы.




































2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций;
У.1. находить и использовать экономическую  информацию в целях обеспечения          
 собственной конкурентоспособности на     рынке труда.
З.1. общие принципы организации производственного и технологического     процесса;
З.2. механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных         условиях;
З.3.цели и задачи структурного   подразделения, структуру организации,
З.4.   основы экономических знаний, необходимых в отрасли.   
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и и способов ее достижения, определяемых руководителем;
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию  осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 6. Работа в команде;
ОК.5. Использовать  информационно - коммуникационные технологии;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Общие положения
Основной целью оценки курса учебной дисциплины является оценка освоения умений и усвоения знаний. Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП.06.  «Основы экономики» направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Оценка курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: зачет по темам, оценивание результатов внеаудиторной работы; контрольные работы по разделам, практические работы.
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины.

Типовые задания для оценки освоения тем (разделов)

Тип задания: Самостоятельная  работа № 1.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания: задания самостоятельной работы
Тема 1.1. Экономика. Фундаментальные экономические концепции Производство.
I. Закончите фразы.
Экономика - это наука……………………………………………………………….
Микроэкономика изучает……………………………………………………………
 Макроэкономика изучает……………………………………………………………
II. Какие утверждения верны.
A. Хозяйственная деятельность в любой стране осуществляется ради удовлетворения нужд людей.
Б. Экономические процессы,  связанные с хозяйством которое ведет одинокий человек - изучает макроэкономика.
B. Труд - это использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
III. Соотнесите.
1. Блага
а) - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
2. Капитал
б) - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяина организации, которые справляются с нею лучше других.
3. Специализация
в) - весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ.
IV. Выбери правильный ответ.
1.  Примером разделения труда является ситуация, когда ...
А. Завод А производит холодильники, а завод Б электродвигатели для
холодильников.
Б. Завод А производит магнитофоны, а завод Б утюги.
2.  Отсутствие возможности добровольного обмена может стать основной причиной того, что специализация 2 стран не принесет выгоды ее участникам.
А. да                             Б. нет
3.  Добровольный обмен производиться тогда, когда все участники рассчитывают что полезность того, что они получат, окажется выше полезности того, что они отдадут.
А. да                             Б. нет
V. Подумайте и ответьте аргументировано!
На рост производительности труда, несомненно, влияет специализация. Какие другие факторы приводят к росту производительности труда.
А.__________________________________________________________.
Б.__________________________________________________________.
В.__________________________________________________________.
Г.__________________________________________________________.
VI.  Задача № 1
Заводы по производству телевизоров выпускают за пятидневную рабочую неделю 20 телевизоров. Чему равна производительность труда рабочих на заводе за месяц?
VII.Зaдaчa № 2
На мини-заводе по производству мебели работает 10 человек. Каждый из них отрабатывает 8 часов рабочего времени. За 1 день выпускают 80 компьютерных полочек. Чему равна производительность труда на том заводе.
VIII. Проверь свои знания!
А. На российском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей (микро- или макроэкономика) Б. Бензин в России в июле 2004 года дорожал угрожающими темпами (микро- или макроэкономика)
IX. Усвоив основной понятийный аппарат урока выберите и объясните несколько экономических понятий.
Экономика………………………………………………………………………………………
Микроэкономика……………………………………………………………………………….
Специализация………………………………………………………………………………….
Производительность труда…………………………………………………………………….
Основные материальные потребности………………………………………………………..
Макроэкономика……………………………………………………………………………….
уровень благосостояния………………………………………………………………………..
Торговля…………………………………………………………………………………………
Кооперация………………………………………………………………………………………
Тип задания: Самостоятельная  работа № 2.
Тема 1.1. Экономика. Фундаментальные экономические концепции Производство.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания: задания самостоятельной работы
I.     Закончите определения.
А. Воздействие человека на природу с целью создания экономических благ -…………..
Б. Факторы производства – это………………………………………………………………..
II.    Выполните тест на подстановку.
Рабочая сила, основные производственные фонды, материалы и энергия,
информация, денежный капитал образуют  . .1 . производства.
Производственные факторы,  рассматриваемые с точки зрения их источников,
накопления и расходования называют  ….2  ресурсами.
Существуют следующие производственные ресурсы:
3 …….. ресурсы - это ресурсы характеризующие возможность и способность людей
участвовать в физическом и умственном труде.
4. …….. ресурсы - это естественные, природные богатства, которые используют или
могли бы использовать в производстве .
5.……. ресурсы - это материалы, сырье, топливо, энергия расходуемые в процессе
производства.
Капитальные ресурсы состоят из 2 составляющих: физический капитал и
денежный капитал.
6………капитал - это средства производства, основные производственные фонды.
7…….. капитал - это денежные средства, выделяемые для приобретения
Производственных  ресурсов.
Существуют так же ресурсы, представляющие собой научную, техническую, экономическую информацию, такие ресурсы называют ......8.......
Исчисленные в денежном выражении расходы производственных ресурсов при
изготовлении, выпуске товаров, услуг называют ……9………
а) трудовые; б) физический; в) себестоимостью; г) денежный; д) природные; е) материальные; ж) информационными; з) факторы; и) производственными.
III.  Какие утверждения верны.
А. Блага - это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.
Б. Экономические блага и услуги - бесплатные.
В. Альтернативная стоимость - выгода или полезность, которую можно было бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов действия.
IV. Приведите в соответствие.
1.Закон убывающей
отдачи.

А. польза или выгода, которую мы получаем от самого лучшего из невыбранных вариантов

2. Альтернативная
стоимость.

Б. при увеличении производства предельный продукт и производительность факторов производства вначале растут, а затем начинают падать.
3. Издержки производства.

В. Сумма всех денежных расходов на организацию выпуска товаров или оказание услуг.


V. Какое из приведенных утверждений неверно  с точки зрения экономики?
A. Только труд необходим для производства материальных благ.
Б. Экономический рост возможен только при увеличении количества или улучшении качества производственных ресурсов.
B. Всякое решение имеет стоимость.
VI Подумайте и ответьте аргументированно.                              ...
1.     Может ли чистый воздух стать экономическим благом? Если да то, при каких условиях?
2.     В чем, на ваш взгляд, достоинства и недостатки натурального хозяйства?
3.     Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
VII. Проверьте свои знания!
После окончания училища вы поступили в академию, где обучаетесь бесплатно. Что из перечисленного ниже смогло являться альтернативной стоимостью вашего решения поступить в академию?
A. деньги, которые вы могли бы заработать, вместо учебы, поступив на работу.
Б. Знания, которые вы получите в академии.
B. Деньги, которые вы можете заработать после окончания учебы.
VIII. Выберите правильный ответ.
Из предложенных ниже определений понятия «альтернативная стоимость»
выберите наилучшее. Альтернативная стоимость — это...
A. Денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение.
Б. Ценность следующей наилучшей альтернативы от которой приходиться отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели.
B. Сумма всех затрат фирмы на производство товара, выраженная в денежной форме.

Тип задания: Самостоятельная  работа № 3
Тема 1.2. Экономическаясистема и ее функции.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания: задания самостоятельной работы
I.   Закончите или дополните определения.
А. Каждая экономическая система должна решать 3 главных вопроса:
1.__________________?
2.________________  ?
3._________________?
Б. Способ управления экономическим развитием страны или ее части с помощью разработки обязательных для исполнения плановых заданий по производству и распределению продукции и услуг – это есть……………………………….. экономическая система.
В ……………………………………. система основана на частной собственности и
конкуренции.
II.  Какие утверждения верны.
A. Традиционная экономическая система - это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с существующими традициями.
Б. Частная собственность - право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться частью любых видов экономических ресурсов.
B. В централизованной экономической системе фабрики и заводы принадлежат частным лицам.
III. Приведите в соответствие, если это необходимо.
1. Спрос.
А) — это количество товаров, которое продавец считает для себя выгодным предложить на рынок при определенном уровне цен на эти товары.
2. Предложение.
Б) - это количество товаров определенного вида, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.
3. Прибыль.
В) — это величина, получаемая при вычитании из выручки от продажи товаров, расходов на их изготовление.
IV. Проверь свои знания.
Какие из приведенных ниже определений не используются для характеристики типов экономических систем.
A. Капиталистическая.
Б. Централизованная.
B. Рыночная.
V. Выберите правильный ответ.
В условиях рыночной экономической системы средний уровень зарплаты юриста определяется...
A. трудовым законодательством;
Б. Взаимодействием предложения и спроса на работников, имеющих профессию юриста;
B. Количество работников, готовых работать по этой специальности.
VI. Подумайте и ответьте аргументировано.
Возможно ли в рыночной экономической системе планирование?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
VII.    Внимание! Вам известно, что экономика в СССР развивалась в соответствие с разработанными обязательными планами. Существовали ли в СССР черты рыночной экономике?
VIII.  Определите, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие к недостаткам  командной системы, поставьте номера в соответствующие графы таблицы.
Признаки:
1.  Способность сконцентрировать ресурсы, для достижения какой- либо цели.
2.  Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.
3.   Наличие стимулов к наиболее производительному использованию ресурсов, к техническому прогрессу.
4.  Негибкость, замедленная реакция на изменение внешних условий.
5.  Гибкость, способность приспосабливаться к изменениям.
6.   Неравенство доходов.
7.   Невозможность точно спланировать все потребности общества и
перепроизводства одних благ и дефицит других.
8.    Неустойчивость экономики.                                                                
9.  Отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Тип экономической
системы
Преимущества
Недостатки
Командная


IX.     «Блицответы».
Ответьте, «да» или «нет»
1.  Свобода предпринимательства и выбора является важной  чертой рыночной  экономики.                                                  
2.   Экономическую систему Советского Союза точнее всего отражает командная экономика.                                                           
3.   В СССР существовала проблема дефицита товаров.
4.   Отличительной характеристикой экономики СССР являлось отсутствие вмешательства государства в экономику.

Тип задания: Самостоятельная  работа № 4
Тема 2.1.  Спрос и предложение в рыночной экономике. Равновесная цена
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания: задания самостоятельной работы
I.        Закончите фразы
А. Величина спроса –……………………………………………………………………………….
Б. Закон спроса - ……………………………………………………………………………………
II.      Какие утверждения верны.
А. Показатель, измеряющий, насколько изменение цены товара влияет на величину спроса на этот товар, называют эластичностью спроса.
В. Спрос в экономике — это количество товара, на приобретение которого у
покупателей есть средства.
III.     Выберите правильный ответ.
1.  Если цена на лыжные костюмы выросла в результате роста спроса на них, то можно ожидать, что следствием этого станет...
A. уменьшение спроса на лыжи;
Б. рост спроса на лыжи;
B. Рост предложения лыж.
2.  Из перечисленных ниже событий увеличение спроса на автомобили цвета мокрый асфальт вызовет, прежде всего...
A. Снижение цен на автомобили цвета мокрый асфальт;
Б. Снижение цен на автомобили других цветов;
B. Рост цен на автомобили цвета мокрый асфальт.
3. Спрос на рынке товара в каждый конкретный момент времени формируют...
A. Производители;
Б. Государственные органы;
B. Покупатели.
IV.     В результате рекламной компании население стало предпочитать крупы картофелю. Что произойдет с кривой спроса на картофель?
VI.     Упражнение «Эластичность спроса».
Из ниже перечисленных товаров определите товары с эластичным и неэластичным спросом. Проставьте номера в соответствующие графы таблицы.


1.  Шампанское
2. Драгоценности
3.  Зубная щетка
4. Деликатесы
5. Телефон
6.  Фрукты
7. Карандаш
8. Бензин
9.  Мебель
10. Телевизор
1 1. Лекарства
12. Обувь
13. Билет на интересный концерт
14. деликатесы
15. Лампочка
16. Отдельные виды мяса


Товар с эластичным спросом

Товар с неэластичным спросом

VII.    Нефтяной кризис 70-х гг., когда ОПЕК резко поднял цены на нефть, привел...
A. К увеличению цены на уголь;
Б. К увеличению спроса на теплоизоляцию жилых домов;
B. К увеличению зарплаты, ученых занятых энергосберегающими технологиями;
Г. Ко всему вышеперечисленному.
VIII. Какое из приведенных ниже высказываний верно?
A. Величина спроса на товар при определенных условиях может не меняться при изменении цены на этот товар.
Б. Автомобиль «Волга» относится к товарам с эластичным спросом.
B.  Введение государством фиксированной цены на товар всегда приводит к возникновению, как нехватки, так и излишка на рынке.
IX.     Задача
При цене говядины в 100 руб. за 1 кг., величина спроса на неё будет равна 110 кг, а при цене 120 руб. за 1 кг. Величина спроса будет равна 80 кг. Определите эластичность спроса по цене. Будет ли спрос на мясо эластичным?
Самостоятельная работа №5 Тема 2.2: Конкуренция. Типы рынков.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания:
I.                   Закончите фразу, чтобы получить верное определение.
Конкуренция это -…………………………………………………………………………
П.      Определите верность утверждений.
A) В условиях монополистической конкуренции на рынке господствует один единственный продавец.
Б) Основной характеристикой монополистической конкуренции является неоднородный продукт.
B) Наличие большого количества продавцов и покупателей является отличительной особенностью рынка совершенной конкуренции.
Г) Примером естественной монополии может служить РАО ЕС России.
III.   Назовите причины которые способствуют образованию монополии?
 А___________________; Б_________________; В____________    ______ .
IV.     Заполните таблицу
Тип рынка.
Число фирм в отрасли.
Тип товаров.
Барьеры
для
выхода на рынок.
Возможность фирмы влиять на цены своих товаров.
Примеры отраслей действующих на таких рынках.
Олигополия.





Монополия.





V.       Выберите правильный ответ.
Если в условиях совершенной конкуренции продавец попытается продать свой товар по цене выше рыночной, то его выручка...
A) Станет равной нулю;
Б) Не изменится;
B)  Максимально возрастет.
VI.     Ответь на вопросы.
  1. К какому типу относится рынок строительных  услуг в нашем городе?
  2. Что такое олигополия?
  3. Почему в условиях рыночной экономики необходимо препятствовать попыткам отдельных фирм монополизировать рынок?
  4. Каково различие между снижением цен с целью привлечь больше клиентов и снижение цен с целью установить монополию?
 
Разделы: 1. Основные концепции экономики.
                2. Микроэкономика.
Самостоятельная работа № 6
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 30 мин.
Текст задания:
1. Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:
А) Что производить?  Как производить?  Для кого производить?
Б) Что производить?  Как производить?
В) Что производить?  Где производить? 

2. Какая экономическая система основана на частной собственности и конкуренции?
А) Командная.  Б) Рыночная.  В) Традиционная.

3. Экономическая система нашего государства в 1989году была
А) традиционной.  Б) рыночной.  В) командной.

4. Чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него и наоборот- …
А) закон спроса.  Б) закон предложения. В) правильного ответа нет.

5. Цены в рыночной экономике…
  А) стабильно низкие;
  Б) меняются в результате взаимодействия спроса и предложения;
  В) полностью устраивают покупателей.

6. Ситуация на рынке,  при которой продажу товара осуществляет один-единственный продавец-
А) олигополия.  Б) монополия.  В) Совершенная конкуренция.

7.Ситуация на рынке,  при которой продажу товара осуществляют несколько крупных продавцов
А) олигополия.  Б) монополия.  В) Совершенная конкуренция.
8. В какой экономической системе все материальные ресурсы и продукты производства принадлежат государству?
А) В командной.  Б) В рыночной.  В) В традиционной

9. Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения и наоборот- …
А) закон спроса.  Б) закон предложения. В) правильного ответа нет.

10.Цены в командной экономике…
А) стабильно высокие;
Б) меняются в результате взаимодействия спроса и предложения;
В) устанавливал государственный комитет по ценообразованию.

11.      Приведите в соответствие, если это необходимо.
1. Ценовой диктат.
А) Характерен для рынка олигополии.
2. Выпуск одинаковой продукции небольшим числом крупных фирм .
Б) Характерен для монополистической конкуренции.
12.  Определите, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие к недостаткам рыночной  системы, поставьте номера в соответствующие графы таблицы.
Признаки:
1.  Способность сконцентрировать ресурсы, для достижения какой- либо цели.
2.  Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.
3.   Наличие стимулов к наиболее производительному использованию ресурсов, к техническому прогрессу.
4.  Негибкость, замедленная реакция на изменение внешних условий.
5.  Гибкость, способность приспосабливаться к изменениям.
6.   Неравенство доходов.
7.   Невозможность точно спланировать все потребности общества и
перепроизводства одних благ и дефицит других.
8.    Неустойчивость экономики.                                                                
9.  Отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Тип экономической
системы
Преимущества
Недостатки
Рыночная


13.Дать определение экономическим терминам.
Производство это-……………………………………………………………………….
Конкуренция –это……………………………………………………………………….
Трудовые ресурсы –это………………………………………………………………….
Плановая модель экономики это-………………………………………………………
Тема 3.1.  Практическая работа №1
Тема:  Понятие о средних и предельных затратах.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 40 мин.
Текст работы
Цели:
  1. Углубить и закрепить знания по теме «Понятие о средних и предельных затратах»
     2. Научиться осуществлять расчет средних переменных затрат, средних  
         постоянных затрат, средних общих затрат на единицу продукции
Оборудование:
  1. Калькулятор.
    2. Инструкция по выполнению работы.
Порядок работы:
   1.  Изучить табличные данные.
   2.  Рассчитать,  средние переменные затраты,  средние  постоянные   
    затраты,  средние общие затраты  на единицу продукции.
  3. Сформулировать вывод.
  4. Ответить на вопросы.

Объем выпуска, единиц
Переменные затраты на весь объем выпуска, млн. руб.

Постоянные затраты, млн. руб.
Общие затраты на весь объем выпуска, млн. руб.
Средние переменные затраты на единицу продукции, млн. руб.
Средние постоянные затраты на единицу продукции, млн. руб.
Средние общие затраты на единицу продукции, млн.  руб.
А
Б
С
Д
Е
F
G
0
0
15
-
-
-
-
10
12
15




20
19
15




30
24
15




40
30
15




50
38
15




60
50
15




70
64
15




80
80
15





1.Расчет затрат.
 Расчет общих затрат на весь объем выпуска продукции:     Д = В + С
Расчет средних  переменных  затрат на ед. продукции:      Е = В / А
Расчет средних  постоянных  затрат на ед. продукции:     F = С / А
Расчет средних  общих  затрат  на ед. продукции: G = Д / А   или   G = F + Е
2. Полученные результаты свести в таблицу.
1. Проанализировать изменения средних  переменных  затрат на ед. продукции по отношению к сумме переменных затрат на весь объем продукции;
2. Проанализировать изменения  средних  постоянных  затрат на ед. продукции по отношению к общей сумме постоянных затрат;
3. Проанализировать изменения  общих средних затрат  на ед. продукции по отношению к общей сумме затрат при увеличении объема выпускаемой продукции и сделать общий вывод.
Вопросы для защиты.
  1. Что такое общие затраты?
  2. Что такое расходы фирмы?
  3. В чем отличие расходов фирмы от платежей?
  4. Что такое постоянные затраты?
  5. Что такое переменные затраты?
  6. Что такое средние затраты

Тема 3.1 Предпринимательство.
Самостоятельная работа№7
Раздел: Предпринимательство.
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
  1. Решить задачу. Задача. если выручка от продаж составляет 3 млн. рублей, затраты на производство — 2,1 млн. рублей, а налог на прибыль — 30%, то какова величина чистой прибыли предприятия?
  2. Ответить на вопросы.
В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие частного пред­принимателя от директора государственного предприятия и как это отличие может сказываться на их деятельности?
     Что является основной задачей капитального строительства?
  1. Выберите правильный ответ.
1.Отрасль народного хозяйства это -
A. Совокупность предприятий выпускающих однородную продукцию;
Б. Совокупность предприятий выпускающих неоднородную продукцию;
B.  Правильного ответа нет.

IV.Задание. Проанализируйте уровень и динамику показателей финансовых результатов  фирмы и на основании этого сделайте вывод о том, успешна ли  деятельность фирмы в нынешнем году по сравнению с предыдущим (заполнить пустые графы)
Наименование показателя
За прошлый год (ден.ед)
За отчетный год (ден.ед)
В процентном отношении к прошлому году.
Выручка от реализации продукции
5503,3
11255
204,5
Затраты на производство реализованной продукции
4233,3
8526,5
201,4
Прибыль от реализации спродукции



V.Дать определения
Акционерное общество – это………………………………………………………………………..
Обязательства фирмы – это…………………………………………………………………………
Товарищество – это…………………………………………………………………………………..

Контрольная работа №1
Раздел 3. Предпринимательство. Тема 3.1.  Предпринимательство.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 40 мин.
I.  Закончите фразы:
А. Оказываемые обществу услуги особого рода, состоящие в создании для производства и распределения жизненных благ новых коммерческих организаций, называемых фирмами, принято называть……………………..
Б. Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел называют…………….
В. Обязательства – это………………………………………………………………………………
Хозяйственная организация, совладельцами которой может быть неограниченное число владельцев денежных средств, при этом каждый из них имеет право на часть имущества и доходов, а некоторые из них имеют право участвовать в управлении -…………………………
II. Определите верность утверждений:                                  
A. По российскому законодательству индивидуальная фирма может быть создана лишь в форме общества с ограниченной ответственностью.
Б. В случае банкротства ИЧФ, предприниматель рискует только имуществом самой фирмы.
B. Создатель ИЧФ - единоличный и полновластный хозяин.
По закону акционеры отвечают по обязательствам АО только в пределах сумм,  которые когда-то потратили на покупку акций.
Б. Каждый акционер может свободно продать свои акции.
B. Владельцы фирмой облагаются только налогом на прибыль.

III. Выберите правильный ответ.
1. Когда говорят о предпринимателе, то имеют в виду человека, который:
А. Только управляет фирмой.
Б. Организует деятельность ИЧФ ради получения прибыли.
2. Согласно Гражданскому кодексу РФ, ТОО может быть признано банкротом по решению:
А. Суда;                                                                                         
Б. Суда или налоговых органов.  
  1. Главной целью деятельности любой фирмы всегда выступает максимизация прибыли
А) Да.               Б) Нет.       
2.  Дивиденды это -
А) Доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании;
Б) Ценная бумага свидетельствующая о праве на владение имуществом.
3. Закрытое акционерное общество - это общество...
А) акционерами которого могут быть люди, работающие только в данной фирме;
Б) акционерами которого могут стать все желающие.
4. Акции, деньги, облигации - являются физическим капиталом.
А) Да.               Б) Нет.
5.  Иметь привилегированную акцию значит...
А) иметь гарантию получения большого дивиденда;
Б) иметь преимущества при распределении прибыли АО.                   ,,
IV.      Ответь на вопросы.
A) При ликвидации  АО перед кем в первую очередь выполняются обязательства?
Б) Что произойдет в управлении  АО, если кто-то на бирже скупит большее количество акций?
В) Почему именно акционерные общества могут осуществлять дорогостоящие проекты?                                   
V. Задача
Предприниматель взял в банке кредит в сумме 20 тыс. руб., под 18% годовых.  Какую сумму выплатит заемщик банку через 2 года?
VI. Ответь на вопросы
1. Что такое чистая прибыль?
2. Чем отличаются полные товарищества от коммандитистов?
3. Что значит товарищество с ограниченной ответственностью?
VII. Приведите в соответствие, если это необходимо
А. В полном товариществе
1. Участники рискуют только имуществом фирмы
Б. В товариществе с ограниченной ответственностью
2. участники несут ответственность по его обстоятельствам принадлежащим им имуществом
VIII. Заполните таблицу

      ТОВАРИЩЕСТВО

Достоинства


Недостатки




IX. Заполните таблицу
Индивидуальная частная фирма
Достоинства
Недостатки


X. Определите, какие из перечисленных признаков относятся к достоинствам, а какие к недостаткам АО. Проставьте номера признаков в соответствующие им по смыслу графы таблицы.
Признаки:
1.   простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2.   свобода действия (отсутствует необходимость согласования и принятия решений);
3.   сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);
4.   ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
5.   отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;                                            
6.   неограниченная ответственность;                            
7.   специализация в управлении:
8.   несогласованность действий или (и) несовместимость интересов владельцев;
9.   быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
10. ограниченная ответственность;                                           
11. относительная стабильность фирмы;                     
12. относительная нестабильность фирмы;
13. возможность злоупотреблений в результате разделения функций собственности и управления;
14. возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
15.  владелец — сам себе хозяин;
16.  самый простой способ организации бизнеса;
17.  можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
18.  возможность двойного налогообложения;
19.  относительная сложность учреждения и регистрации:
20.  акционеры могут купить или продать свои акции без ущерба для предприятия.
Вид фирмы
Достоинства
Недостатки
Акционерное общество



  XI   Приведите соответствие если этот необходимо.
1. Курс акций
А) Цена, по которой акция продается на рынке ценных бумаг
2. Фондовый индекс
Б) денежная сумма обозначенная на акции
3. Номинальная стоимость акции
В) показатель включающий курсы акций крупнейших предприятий.
XII.  В каких из ситуаций курс акций на фондовой бирже понижаются?
А) Катастрофа самолета причиной, которой послужило некачественный выпущенный заводом двигатель.
Б) По итогам года определено, что предприятие по выпуску верхней одежды получило огромную прибыль.
Критерии оценки
оценка «5» - ____    11-12_____правильно выполненных заданий.
оценка «4» - _____  8-11_____ правильно выполненных заданий.
оценка «3» - ______6-8____     правильно выполненных заданий.
оценка «2» -     менее 6             правильно выполненных заданий. 

Самостоятельная работа №8
 Тема  4.1. Деньги. Инфляция. Причины инфляции.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания  самостоятельной работы
I. Внимание! Соответствуют ли экономическим понятиям  определения.


1.   Эмиссия – это  процесс повышения общего уровня цен в стране.
2.  Инфляция – это степень легкости, с которой какое-либо имущество может быть превращено владельцем в наличные деньги.
3.   Бартер - прямой обмен одних товаров или услуг на другой без использования денег.
II. Расположите в порядке убывания их ликвидности, учитывая, что ликвидность оценивается на российском рынке, в Хакасии.
А
Автомобиль Жигули 1990 года выпуска.

Б
Российские рубли в банке на вкладе до востребования.

В
Ваша дублёнка пятилетней давности.

Г
Американские доллары.

д
Российские рубли в вашем кошельке.

III. Определите верность утверждений.
A) Бартер тормозит развитие экономики.         
Б) Реальная стоимость бумажных денег понижается при повышении цен в стране.
B) Безналичные расчеты в нашей стране в основном используются банками, фирмами, учреждениями.
Г) Кредитная сделка - это продажа товара с отсрочкой платежа.
Е) Во время высокой инфляции банки могут давать деньги на более длительный срок.
IV. Приведите в соответствие, если это необходимо.
1. Деньги.
А. Пропорции товарообмена, при которых изготовитель считает для себя выгодным продать товар, а покупатель считает выгодным товар купить.
2. Относительная ценность товаров.
Б. Своеобразный универсальный товар-эквивалент, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.
3. Номинальный доход.
В. Сумма денег, полученная гражданином или семьей за определённый период времени.
V. Какие из перечисленных факторов могут стать причиной инфляции?                         
A) Рост цен на большинство товаров.
Б) Увеличение денежной массы.
B) Ожидание хорошего урожая.
Г) Ожидание плохого урожая
Д) Увеличение цен на нефть.
 Е) Снижение цен на нефть.
VI.  Задача.
Какую сумму вернёт заёмщик банку через 1 год, 2 года, 3 года, если он берёт 120 000 под 18% годовых?
VII. Проверь свои знания!
1)  Когда и кто в России выпустил первые бумажные деньги?
2)  Что такое наличные деньги?
3)  В какой стране были изобретены первые бумажные деньги? Когда?
4)  Какие деньги «старше» - металлические или бумажные?
5)  Что произойдёт в стране с ценами если в обращение будет выпущено слишком много денег?                                                   
VIII.  Задача.
Годовой доход банкира составил 300 000 рублей, а его заместителя 22 000 рублей. Определите месячный оклад данных сотрудников?
IX. Определите, какое влияние окажет непредвиденная 30% инфляция на каждого из следующих лиц:
A) Фермер, имеющий много долгов.
Б) Врач, который отдал деньги в долг.
B) Пенсионер.
X. Какое из ниже приведенных высказываний не верно.
A) Инфляция затрат, есть результат роста цен в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров.
Б) Инфляция спроса - ситуация при которой повышается спрос одновременно на большинстве рынков страны.
B) Инфляция - ситуация при которой рост общего уровня цен в стране в течение месяца превышает 20% .

Самостоятельная работа №9
Тема 4.2. Банки в современной экономике.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания  самостоятельной работы
I.   Закончите фразы.
А. Посредники на рынке денег, принимающие вклады и предоставляющие
займы - …………………………………
Б. Форма хранения денег в банке, при которой вкладчик может вносить и изымать деньги и при этом получать от банка плату за их использование -……………………… .
В. Абсолютная сумма денег, на которую вклад увеличивается в течение года
за счёт начисления на него процентов -…………………………………..
Г. Предоставление лицу, нуждающемуся в деньгах, право осуществлять свои расходы за счёт банка, при условии гарантированного возмещения израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами -…………………………………. .
II.            Определите верность утверждений.
A. Депозиты - все виды денежных средств, переданные банку на временное хранение с предоставление ему права использовать эти деньги для кредитования.
Б. Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых чековых счетов для тех, клиентов которые получили от него ссуды и не берут их наличными, соглашаясь осуществлять свои расходы в безналичной форме.
B. Согласно закона  «о залоге» вступившем в силу в 1992: предметом залога в коммерческих операциях может быть: квартира, ценные бумаги, права на какое-либо имущество, ценные вещи.
Г. Сегодня банки выполняют основную часть работы по переводу денег от покупателей к продавцам, обслуживая систему расчетов в экономике.
III.           Выберите правильный ответ.
1.        Центральный банк не занимается...
A. Изменением нормы банковского резерва;
Б. Выдачей кредитов на проведение научных исследований;
B. Регулированием количества денег в обращение.
2. В каком из перечисленных случаев, предложение денег увеличится?
A. Центральный банк увеличит резервные требования;
Б. Вы одолжили значительную сумму денег своему приятелю-бизнесмену под 5% ежемесячно;
B. Ц.Б. предоставил заём коммерческому банку «Красбизнесбанк».
IV. Остатки вкладов граждан в банках представлены в таблице. Изучите данные, представленные в таблице, и ответьте на следующие вопросы:
1.  Какова динамика вкладов населения в 1996 году — в сравнительном разрезе — в Сбербанке и в коммерческих банках России?
2.  На сколько процентов возросли вклады в Сбербанк и в коммерческие  , банки в ноябре и в декабре?
3.  Как правило, процентные ставки по вкладам в коммерческих банках выше, чем в Сбербанке. Почему же в этом случае российские граждане предпочитают хранить деньги в Сбербанке?
4.  Почему, несмотря на высокий уровень инфляции в стране, деньги все еще продолжают выполнять функцию средств сбережения?

Январь
Апрель
Июль
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь 1997г.
Вклады граждан в банках Из них:
75,2
91,7
98,9
111,1
114,4
115,9
117,7
В
Сбербанке России
51,1
62,7
70,7
81,0
84,1
85,0
86,5
В % К началу года
100
123
138
158,3
164,0
166
169
В коммерчес- ких банках
24,1
29,0
28,2
30,1
30,3
30,9
31,2
В% к началу года
100
120
117
125,2
126,0
128
130
См.: Социально-экономическое положение России: январь-декабрь 1996 г


V. «Блицответы». Ответьте «Да» или «Нет».
A. Резервная система помогает сохранять баланс спроса и предложения на наличные деньги.                  Б. Резервная система даёт возможность через изменение размера денежной массы управлять всей экономической жизнью страны.
B. Банки дают в долг чужие деньги, деньги доверенные им вкладчиками.
 Г. Ломбард принимает деньги вкладчиков на срочные и текущие счета.
Д. Банк является собственником лишь той малой части имеющихся у него денег, которые были вложены в его создание учредителями.
VI. Задача.
Если 100000$ разместить в банке под 7% годовых, то в конце 2 года доход (в долларах) по процентам вклада составит: А. 7000;    Б. 14000;     В. 21000.
VII.   Задача.
Какую сумму вернёт заёмщик банку через 2 года, если берёт 20000 под 45% годовых?
VIII.  Внимание! Проверь свои знания.
В России банковская система стала резервной с 1990г, после принятия законов «О центральном банке» и «О банках и банковской деятельности». Объясните, что это значит?
Практическая работа №2
Тема 4.2. «Деятельность банков в рамках
системы частичных резервов»
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 30 мин.
Текст задания
Тема: Деятельность банков в рамках системы частичных резервов.
Цели:
  1. Углубить и закрепить знания по теме «Банки в современной экономике»
  2. Выяснить, есть ли предел у кредитной эмиссии.
     3.  Осуществить расчет деятельности банков в рамках системы 
     частичных резервов.
Оборудование:
  1. Калькулятор.
     2. Инструкция по выполнению работы.
Порядок работы
     1.Изучить схему деятельности банков в рамках системы 
     частичных резервов.
    2. Рассчитать, сколько рублей кредитных денег смогут выдать банки,  на 
        каждый рубль наличных денег, полученных от вкладчика, если в стране
       функционируют 10 банков, величина резервных требований 20%.
   3. Ответить на вопросы.

Изучаем схему  «Деятельность банков в рамках системы
частичных резервов»
  1. Банк №1 получил 1000 рублей, резерв 20%.
    1000 * 0,2 = 200 рублей.  (Резерв)
    1000 – 200 = 800 рублей.
    Банк №1 выдал кредитов на 800 рублей.
  1. Банк №2 получил 800 рублей, резерв 20%.
800 * 0,2 = 160 рублей.  (Резерв)
800 – 160 = 640 рублей
Банк №2 выдал 640 рублей.
  1. Банк №3 получил 640  рублей, резерв 20%.
640 * 0,2 =  128 рублей  (Резерв)
640 – 128 = 512 рублей.
Дальнейшее вычисление учащиеся осуществляют самостоятельно,  до 10 банка включительно.
Задание. 
- Рассчитать сколько в итоге 10  банков  смогли выдать кредитов, пропустив через себя исходную тысячу рублей?
- Рассчитать насколько в итоге всех операций банков увеличилась денежная масса в стране?
- Какая сумма резервов при этом собралась в центральном банке?
Вопросы для защиты.
  1. Перечислите функции банков.
  2. Дать определение сберегательного счета.
  3. Дать определение кредита.
  4. Что такое депозиты?
  5. Дать определение кредитной эмиссии.
  6. Что такое резервные требования?




Самостоятельная работа №10
Тема 4.3. Налоги. Государственные финансы.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания  самостоятельной работы
I.    Закончите фразы.
А) В экономиках основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат___________________________.
Б) Механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства
для оплаты, расходов федеральных и местных органов власти______________________________.
II.      Какие утверждения верны.                         
A) Акцизы - это налог, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый в % к цене этого товара.
 Б) Самый распространённый вид прямых налогов - налог на доходы с физических лиц.
B) Если человек занимается предпринимательской деятельностью или имеет несколько источников доходов, он обязан заполнить декларацию о доходах и сдать её в налоговую инспекцию.   
Г) Все фирмы в России платят налог на прибыль.     
Ш.    Подумайте! К каким отраслям имеет смыл применять  налоговые льготы:                                                          
A) Быстрорастущим.
Б) Имеющим средние темпы роста.
B) Находящимся в состоянии спада.
IV.     Объясните значение нижесказанной фразы.
Федеральным законом №117 ФЗ от 07.07.03г в налоговый кодекс с 1-го января 2004г вносятся следующие изменения:
- снижена базовая ставка по налогу на добавленную стоимость с 20% до 18%.
- отменен налог с продаж.
V.       Выберите правильный ответ.
1. Налогообложение при котором ставка налога для всех уровней доходов одинакова...
A) Прогрессивное;
Б) Регрессивное;
B) Пропорциональное.
2. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода выплачиваемая, в виде налога, то такой налог носит название...
A) Прогрессивный;
Б) Регрессивный;         
B) Прямой.
3. Налог на импортируемые в страну товары и услуги...
A) Косвенный налог;
Б) Таможенная пошлина;
B) Сбор за право торговли.                       
VI.     Задача.
Совокупный годовой доход парикмахера-универсала 150 тыс.руб. Определите какая сумма налога будет взиматься со специалиста ежемесячно, если ставка налога равна 13%?
VII.   Внимание! Проверь свои знания.
1.  Какие налоги выгоднее государству во время инфляции - прямые или косвенные?
2.  Почему в России самый высокий уровень акцизов установлен на алкогольные товары?
3.  Что значит целевой налог?                                      
VIII.  Упражнение.   Среднегодовой доход лиц различных профессий до и после вычета налогов в Швеции в 1986 году (тыс. крон.).
Профессия
Валовой доход
Чистый доход после
 вычета налогов
% валового дохода

Врач
300
131,8

Инженер в промышленности
240
116,5

Профессор
200
105,8

Учитель средней школы
135
82,3

Медсестра
116,8
73,5

Портной
94.8
62,8

Определите, какой процент от своего валового дохода заплатили представители различных профессий государству в виде налогов. Какой вывод вы могли бы сделать, произведя расчёты?
IX.     Развиваем экономическое мышление.
С 1 января 2004г. Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 24%, при этом сумма налога исчисленная по налоговой ставке 5%, зачисляется в федеральный бюджет, в размере 17% - в бюджеты субъектов РФ, в размере 2% - в местные бюджеты.
(«Черногорский рабочий» февраль 2004)
Как вы думаете на ваш взгляд справедливо или нет распределение налогов по разным уровням бюджетов?

Самостоятельная работа №11
Тема 4.4. Рынок труда. Безработица
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Текст задания  самостоятельной работы
I.  Закончите фразы.
А) В статистике и экономической науке, люди в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, но активно ищут её называются…………………………………………..
Б) Уровень безработицы, средняя продолжительность безработицы – это основные показатели, которыми измеряется………………………………. .
В) Экономисты выделяют следующие виды безработицы:……………………………………….. .
II. Определите верность утверждений.
A) Продавать свой труд может только лично свободный человек.
Б) Предложение на рынке труда определяется количеством людей, работающих или ищущих работу.
B) Главным фактором определяющим спрос на наемный труд, является экономический рост.
Г) Спрос и предложение на рынке труда определяет цену рабочей силы (ставку
заработной платы с учетом условий труда) и занятость.
Д) В плановой экономике была высокая угроза безработицы.
III.    Развиваем экономическое мышление.
По данным федерации европейских работодателей (2004г) наша страна по уровню зарплаты занимает 40 место.
Сделайте анализ таблицы. Можно ли судить по уровню зарплаты об уровне жизни граждан ниже перечисленных стран?
По данным Федерации европейских работодателей.
 IV. Внимание! Объясните смысл фразы.
«За период 2000г - 2004г реальные денежные доходы населения Хакасии выросли на 33%»
V. Упражнение. Предположим, что вашим единственным доходом является заработная плата. Предположим далее, что возможные изменения ставки вашей зарплаты отражены в следующей таблице.
Вы можете устроиться на работу на полный рабочий день (8 часов в день) или на работу с неполным рабочим днем (4 часа в день).
А)     Рассчитайте возможный месячный заработок в том и другом случае при всех возможных часовых ставках заработной платы.
Б)    Проанализируйте различные варианты месячного дохода.
Будете ли вы при каждой возможной ставке зарплаты работать полный рабочий день (8 часов)? Объясните, почему «да» или почему «нет».
VI Выберите правильный ответ.
1.   «Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным», Это утверждение...
  А) Неверно;   
  Б) Верно;     
  В) Верно, если человек ищет работу.
VII. Соотнесите, если это необходимо,
1. Фрикционная безработица
А. Возникает в определённое время года.
2. Сезонная безработица
Б. Возникает по личным причинам (Смена профессии или смена места жительства).
3. Структурная
В. Связана с экономическими циклами.
4. Циклическая безработица                |
Г. Носит застойный характер, связана с тела, что структура экономики, т.е. удельный вес в ней различных отраслей, профессий и географических регионов, все время меняется.
 VIII. К какому типу безработицы вы бы отнесли каждую из описанных ниже ситуаций:
A) Ткачихи из г. Черногорска пришлось уволить с СИТЕКСа  из-за сокращения оплачиваемого рабочего времени.
Б) После окончания горного техникума в г. Черногореке Петр не может устроиться на работу по специальности. 
B) В этом сезоне мех вышел из моды, и компания по производству зимней одежды уволила 1/3 своих закройщиков.

Практическая работа №3. Тема: Заработная плата. Формы и системы заработной платы.
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 30 мин.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 35 мин.
Текст задания
Тема: Расчет заработной платы.
Цели:
  1. Углубить и закрепить знания по теме «Заработная плата»
  2. Научиться рассчитывать заработную плату по  формам и системам оплаты труда.
Оборудование:
  1. Калькулятор.
  2. Инструкция по выполнению работы.
Порядок работы
   1. Формы и системы оплаты труда.
   2. Решение задач.
   3. Ответить на вопросы.
Формы и системы оплаты труда.
1. Сдельная оплата труда.
З. П. сд. = Р * V,    ( руб.)
где Р – расценка (руб / на единицу продукции), т.е. стоимость единицы объема    выполненной работы;
V – объем выполненной работы.

2. Сдельно – премиальная система.
З. П. сд.прем. = Р * V + Премия, (руб.)
где Р – расценка (руб / на единицу продукции), т.е. стоимость единицы объема    выполненной работы;
V – объем выполненной работы.

3.  Повременная (тарифная)  оплата труда.
   ЗПпов. = m * Т, (руб.)
 где m – часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.;
Т – фактически отработанное на производстве время, ч. (дни)

  4.  Повременно – премиальная.
   ЗПпов-прем. = m * Т + Премия   (руб.)
где m – часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего
 разряда, руб.;
Т – фактически отработанное на производстве время, ч. (дни)

5. Определение районного коэффициента
   Рк = ( ЗПсд + Премия + Вредные условия ) * 0.3(30%)

6. Определение северной надбавки
   СН = ( ЗПсд + Премия + Вредные условия ) * 0.3(30%)

7. Начисленная заработная плата
ЗПначисл = ЗПсд. +Премия + Вредн.услов. + Район.коэф. + Север.надбав.

8. НДФЛ – 13%

9. Не облагаемая налогом сумма
на работающего – 400 рублей
 на одного ребенка – 600 рублей.

10. Заработная плата к выдачи
ЗП к выдачи = ЗПначисленная – НДФЛ,  (руб.)
Вопросы для защиты
1. Дать определение номинальной заработной платы.
2. Дать определение реальной заработной платы.
3. Назвать основные формы и системы  оплаты труда.
4. Дать определение тарифной ставки.
5. Дать определение расценки.
6. Дать определение тарифной сетки.

 Контрольная работа №2. Раздел: Макроэкономика.
Условия выполнения задания:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 30 мин.
1.Фирма, которая принадлежит нескольким собственникам, вкладывающим в ее организацию и функционирование свои средства…
А) ИЧФ.  Б) Товарищество.  В) Акционерное общество.

 2.По каким ценным бумагам получают дивиденды?
А) По облигациям.  Б) По акциям.  В) Оба ответа верны.

3.Продажа и покупка акций осуществляется
А) в администрации населенного пункта;  Б) на фондовой бирже; В) в банках.

4.Рыночная цена акции это - …
А) ее номинальная стоимость;  Б) ее курс;  В) фондовый индекс.

5. Ситуация в экономике, при которой возникает безработица, у фирм прибыли сменяются убытками, у граждан падают доходы, сокращаются заказы торговли, сокращается производство, сокращаются инвестиции характерна для такой фазы экономического цикла как
А) депрессия.  Б) спад. В) подъем.

6.В экономической науке безработными называются …
А) люди в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, но ищут ее активно;
Б) студенты, школьники, женщины сидящие дома с маленькими детьми;
В) оба ответа верны.

7.Каждый гражданин, получающий какие либо доходы: зарплату, премии, гонорар и т.д. обязан заплатить государству определенный процент в виде налога. Этот налог называется…
А) налог на доходы с физических лиц (НДФЛ);  Б) Акциз; В) подоходный налог.

8. Процентная ставка НДФЛ составляет…
А) 10%.  Б) 15%. В) 13%.

 9.План государственных расходов и доходов это -…
А) государственный долг;  Б) профицит бюджета;  В) государственный бюджет.

  10.Протекционистская внешнеторговая политика (увеличение импортных пошлин, введение импортных квот) вводится
А) для защиты отечественной промышленности;
Б) для удовлетворения спроса отечественного потребителя;
 В) оба ответа являются правильными.

11. Цена одного доллара в рублях называется …
А) курс доллара по отношению к рублю;
Б) курс рубля по отношению к доллару;
В) правильного ответа нет.

12.Чтобы открыть дело предприниматель взял кредит 300 тыс. руб. под 20 %  годовых.  Какую сумму он выплатит через:
А) 1 год.  Б) 2 года.  В)3 года.
13.Хозяйственная организация, совладельцами которой может быть неограниченное число владельцев денежных средств и каждый из них имеет право на часть имущества и доходов
А) ИЧФ.  Б) Товарищество.  В) Акционерное общество.
 14.По каким ценным бумагам получают дивиденды?
А) По облигациям.  Б) По акциям.  В) Оба ответа верны.
15.Рыночная цена акций, устанавливающаяся на фондовой бирже, называется
А) номинальная стоимость;  Б) курс акций;  В) фондовый индекс.
16.Какие из перечисленных факторов могут стать причиной инфляции:
  1. рост цен на зимнюю обувь;
  2. понижение цен на большинство товаров;
  3. увеличение денежной массы;
  4. снижение цен на электроэнергию.
  5. рост цен на большинство товаров;
  6. ожидание хорошего урожая;
  7. ожидание плохого урожая;
  8. увеличение денежной массы.
17. Ситуация в экономике, при которой производство растет, а с ним растут доходы всех слоев населения, увеличивается потребительский спрос, население активно пользуется потребительскими кредитами, торговля наращивает темпы – все это характерно для такой фазы экономического цикла как
А) депрессия.  Б) спад. В) подъем.
18.Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются
А) уровень безработицы;  Б) средняя продолжительность безработицы; В) оба ответа верны.
19.Каждый гражданин, получающий какие либо доходы: зарплату, премии, гонорар и т.д. обязан заплатить государству определенный процент в виде налога. Этот налог называется…
А) налог на доходы с физических лиц (НДФЛ);  Б) Акциз; В) подоходный налог.
20. Процентная ставка НДФЛ составляет…
А) 10%.  Б) 15%. В) 13%.
21. Прямые налоги наряду с прочими включают:
А) НДФЛ;  Б) таможенная пошлина;  В) правильного ответа нет.
22..Финансовый план государства называется:
А) государственный долг;  Б) профицит бюджета;  В) государственный бюджет.
23. Чтобы открыть дело предприниматель взял кредит 200 тыс. руб. под 20 %  годовых.  Какую сумму он выплатит через:
А) 1 год.  Б) 2 года.  В)3
 24. Определите верность утверждений.
  1. При прогрессивном налогооблажении ставка налога тем больше, чем выше уровень дохода.
  2. Международная торговля выгодна всем странам, поскольку расширяет возможности потребления для населения этих стран.
  3. Бюджетный дефицит возникает, как только государственные расходы превышают государственные доходы.
  4. Приватизация – это переход имущества из частной собственности в государственную.
  5. Сумма тех товаров и услуг, которые страна вывозит за границу, называется импортом.
  6. При пропорциональном  налогооблажении ставка налога для всех уровней дохода одинакова.
  7. Международная торговля выгодна всем странам, поскольку расширяет возможности потребления для населения этих стран.
  8. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это рыночная стоимость всех конечных благ и услуг.
  9. Приватизация – это переход имущества из частной собственности в государственную.

оценка «5» - _____23-24____правильно выполненных заданий.
оценка «4» - _____16-22_____ правильно выполненных заданий.
оценка «3» - _____12-15_____ правильно выполненных заданий.
оценка «2» - менее __12__ правильно выполненных заданий.

Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине.
Условия выполнения задания:
1.Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
2.Максимальное время выполнения задания: 40 мин.
3. Оборудование:
-рабочее место педагога;
-ученические места;
4. Технические средства обучения:
Мультимедийная установка;
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины: ОП.06.  «Основы экономики»
по профессии: СПО  15.01.05 Сварщик.
У.1. находить и использовать экономическую  информацию в целях обеспечения          
 собственной конкурентоспособности на     рынке труда.
З.1. общие принципы организации производственного и технологического     процесса;
З.2. механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных         условиях;
З.3.цели и задачи структурного   подразделения, структуру организации,
З.4.   основы экономических знаний, необходимых в отрасли.   
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и и способов ее достижения, определяемых руководителем;
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию  осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 6. Работа в команде;
ОК.5. Использовать  информационно - коммуникационные технологии;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);

Задание.
I. Характеристиками экономического блага выступают:
1)      редкость;
2)      ценность;                                                         
3)      способность удовлетворять потребность;   
4)      верно все указанное.                                   
II. Ограниченность ресурсов и благ — это:
1)      характеристика только индустриальных систем;
2)      характеристика только доиндустриальных систем;
3)      концепция,  отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;
4)      все сказанное неверно.
III. Критериями разграничения типов экономических систем служат:
1)      форма собственности на ресурсы;                        
2)       уровень благосостояния членов общества;
3)      верны ответы 1  и 2.
IV. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:                                                                                 
1)      подводная лодка;
2)      досуг и развлечения;     
3)      энергия ветра.
V. Экономическая система решает следующим» вопросы:
1)      что, где, для кого производить;
2)      что, как, для кого производить;
3)      когда, почему, где и кто.
VI. Наиболее точным списком факторов производства явля­ется:
1) земля, труд, капитал, рабочая сила, инфор­мация, предпринимательство, управление;
2) земля,   труд,   средства  производства,  технология;
3) земля, труд, капитал.
VII. Какая экономическая система в стране, если товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапа­мятных времен:
1)      рыночная экономика;
2)      традиционная экономика;
3)      социалистическая экономика.
VIII.   Кривая производственных возможностей показывает:
1)      точное количество двух товаров, которое хозяйство намерено произвести;
2)      лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
3)      альтернативную  комбинацию  товаров  при  наличии данного количества ресурсов;
4)      время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
IX. Определите, какие затраты относятся к постоянным, а какие к переменным издержкам и  заполните    предложенную таблицу:
а) аренда помещения;
б) банковский процент;                                               
в)  сырье, материалы;                                     
г) амортизация оборудования;         
д) зарплата производственных рабочих;
е) транспортные расходы;                  
ж) затраты на рекламу;                                         
з) страховка;                                                           
 и) административно-управленческие расходы.
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ


X. Целью деятельности фирмы является:
1)     получение максимальной прибыли;     
2)     достижение роста продаж;                 
3)     выживание.                                                       
 XI. Преимуществами малого бизнеса является:
1)       гибкость и динамичность;
2)       высокая «смертность» на ранних этапах существо­вания;                                                               
3)       творческая атмосфера работы.  
 XII. К недостаткам индивидуального предприятия относятся:
1)       самостоятельность хозяина в принятии решений;
2)       неограниченная  ответственность  (включая личное имущество).
3)       простота в открытии и ликвидации;   
XIII. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществить производство сложной техники:
1)       индивидуальное предприятие;
2)       товарищество;
3)       ОАО.
XIV. К преимуществам АО относятся:
1)       использование  профессионального  менеджмента  в     управлении;
2)       возможность привлечения крупных финансовых ре­сурсов;
3)       ограниченность риска акционеров суммой вклада в АО;
4)       все вышеперечисленное.
XV. Высшим органом АО является:             
1)       собрание акционеров;
2)       Генеральный директор;
3)       совет директоров;
XVI. В акционерном обществе:
1)       владение и управление разделены;
2)       единственным собственником является совет дирек­торов;
3)       имеет место профессиональное управление;
4)       все вышеперечисленное неверно.
XVII.  В каких отраслях в условиях рыночной экономики чаще всего существует государственная собственность:
1)       в производстве одежды и обуви;        
2)       в розничной торговле;              
3)       в отраслях оборонно-промышленного комплекса.
XVIII. Укажите, при каких условиях возникает конкуренция:
1)      Производители изготовляют товары разного качест­ва.
2)      На рынке действует единственный продавец и или единственный покупатель.
3)      Государство регулирует рыночные цены.
 XIX. Какое условие соответствует рынку совершенной кон­куренции:
1)     На рынке действует множество фирм разных разме­ров.
2)      На рынке не осуществляется нелегальных сделок.
3)      Государство осуществляет регулирование цен.
XX. Какая причина порождает  возникновение рынка олигополии:
1)       На рынке присутствует единственный производитель-монополист.
2)       На рынке действую немногочисленные крупные фир­мы.
3)       Государство осуществляет регулирование цен.
XXI. Укажите, какое из перечисленных негативных явлений  является типичным последствием монополии:
1)      сильная конкуренция;
2)   повышение объемов продаж;
3)   Завышение цен.
 XXII. Картель — это:
1)       Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью кон­троля над ценами.
2)       Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
3)       Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому со­глашению, тайно согласовывают цены и объемы вы­пуска продукции.
XXIII. Когда правительство размещает военные заказы на оп­ределенных предприятиях, то в этой ситуации имеет место:
 1)       Олигополия.
2)       Монополистическая конкуренция.
 3)       Монопсония.                                      
4)       Совершенная конкуренция.                          
5)       Монополия.                                       
XXIV. Изменения реальной заработной платы определяются пу­тем сравнения номинального роста заработной платы:
1)       с изменениями цен на товары и услуги;
2)       с изменениями налогов;                                                      \
3)       с изменениями банковского процента;
4)       с изменениями налогов и прочих обязательных сборов.
XXV. Инвестиционный проект предполагает получение прибыли в 100 тыс. руб. за один год при осуществлении инвестиций в 1 млн. руб. Он становится безубыточным при уровне процентной ставки в стране, равной:
1)       5%;
2)       10%
3)       12%;
XXVI. В данной ситуации цена земли зависит:
1)      от местоположения данного участка;          
2)       от урожая в данном году;
3)      оба ответа верны.           
XXVII.     Фактор «земля» в широком смысле не включает:   
1)       сельскохозяйственные угодья,
2)       природные ресурсы;
3)       полезные ископаемые.
XXVIII. Предпринимателями являются:
1)       люди, наделенные определенными организаторскими способностями;
2)       люди, умеющие предвидеть будущую конъюнктуру рынка;
3)       люди, умеющие но-новому, особым образом соединить факторы производства в     
           целях создания благ;
4)       все перечисленные варианты.
XXIX Деятельность страховой компании относится:
1)       к производственному предпринимательству;
2)       к коммерческо-торговому предпринимательству;
3)       к страховому предпринимательству;
4)       все названое неверно.
XXX. К  источникам финансирования бизнеса можно отнести:
1)       прибыль;
2)       дивиденды;
3)       банковские кредиты;
4)       все вышеперечисленное.
XXXI. Доход, получаемый по облигациям, называется:
1)       процентом;
2)       дивидендом;               
3)       прибылью.
XXXII. Фондовая биржа:
1)       представляет собой организованный рынок купли-продажи ценных бумаг;                                     
2)       представляет собой организованный рынок купли-продажи акций;
3)       осуществляет межотраслевой перелив капитала.
XXXIII. Доход, получаемый по акции, называется:           
1)       процентом;
2)       дивидендом;
3)       плавающим процентом;
4)       прибылью.

Критерии оценки
оценка «5» - ____    28-33_____ правильных ответов
оценка «4» - _____  21-28_____ правильных ответов
оценка «3» - ______15-20____ правильных ответов
оценка «2» - менее __15__        правильных ответов








Комментариев нет:

Отправить комментарий